Возьмем в пример историю одной из сподвижниц пророка, да благословит его Аллах и приветствует, историю Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах.
Ибн Са`д, с его санадом от Ибн Исхака, от АбдуЛлаха, от его бабушки Умм Суляйм передается, что после того как она уверовала и приняла Ислам в отсутствие мужа , приехал её муж Абу Анас.
Он узнав, что она приняла Ислам, сильно разгневался и сказал: «Ты что, предала веру?» Она ответила: «Не предала, а уверовала!»
Она рассказывает: «Я стала учить своего сына Анаса: «Скажи: нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. Скажи: я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха». Он так и говорил.
Тогда отец сказал ей: «Не порть мне моего сына!». А она отвечала: «Я его и не порчу».
Однажды Малик Абу Анас уехал, он встретился с врагом, и враг убил его. Тогда Умм Суляйм сказала: «Я, конечно же, не отниму от груди Анаса, пока он сам не оставит грудь, и я не выйду замуж, пока мне об этом не скажет Анас».[1]
Поистине, Умм Суляйм заботилась о своем сыне, и воспитывала Анаса в духе Ислама с малых лет. Она обучала его с детства двум свидетельствам , и пообещала, что сделает его из обладающих знанием. Когда возраст Анаса был не более десяти лет, она привела его к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросила его, чтобы он взял Анаса к себе в качестве слуги. А сделала это Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, для того, чтобы ее сын был близок к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он следовал его пути и постоянно пополнял запас своих знаний.[2]
Пророк ﷺ оказывал почёт и уважение Умм Суляйм, навещал её. Так, от Анаса, да будет доволен им Аллах, передано, что однажды пророк ﷺ зашёл к Умм Суляйм и она подала ему масла и фиников. Тогда он сказал:
— Я пощусь.
Затем он встал, совершил намаз и сделал ду‘а’ за Умм Суляйм и её семью. После этого она сказала:
— У меня есть одна просьба.
— Какая? — спросил он.
— За твоего слугу Анаса. ( она попросила, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал отдельное дуа за Анаса)
Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
« О Аллах, надели его имуществом и детьми, и благослови его».[3]
Ранее мы приводили примеры других сподвижниц пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и говорили об ответственности матери в воспитании детей, о ее воздействии на них.
В чем же заключается воспитание сыновей и дочерей? На этот вопрос мы, иншааЛлах , вкратце ответим, приведя основные пункты связанные с их воспитанием.
Начнем с воспитания мальчиков:
Первое: Необходимо выстроить у них основу правильного вероубеждения, а именно:
- Обучать их основам единобожия, свидетельству « Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад- посланник Аллаха», объяснить им такое понятие как "дружба и непричастность в Исламе".
- Взращивать в детях любовь к Аллаху Всевышнему, воспитывать ребенка в атмосфере богобоязненности, побуждать к подчинению Аллаху, запрещать ослушание.
- Посеять в их сердцах любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы они следовали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во всех словах и делах. Читать вместе с детьми жизнеописание пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в облегченной и понятной для детей форме.
- Обучать чтению благородного Курана, объяснять смысл аятов, побуждать к заучиванию Курана, следуя словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других". ( аль- Бухари)
- Обучать детей совершению молитвы, следуя приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Велите своим детям совершать намаз в семь лет и бейте их за его несовершение в десять, и разделяйте их, укладывая в разные постели».[4]
И сказали фукаха: «Подобное и в отношении поста, для того, чтобы приучить его к поклонению, чтобы став совершеннолетним у него было подчинение и постоянство, отстранение от грехов и оставление порицаемого».[5]
Сюда так же входит и обучение другим столпам Ислама.
Очень важно, чтобы обучение сопровождалось практикой.
Второе: Контроль правильного выбора друзей.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример праведного друга и плохого, подобно продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». аль-Бухари 5534, Муслим 2628.
Друзья могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Мама должна знать с кем дружат ее дети. И если в этих друзьях будет благо, то она должна побуждать их придерживаться дружбы с ними и украшать себя прекрасными нравами. Ну а если друзья будут нести зло, то необходимо предостеречь своих детей и запретить подобную дружбу.
Третье: Физическое развитие детей. Следить за их питанием, приучать их к движению и активности.
Четвертое: Построение нравственной основы. Побуждать детей украшать себя прекрасными нравами, как правдивость, верность, смелость. Брать в пример пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Предостерегать их от отвратительных качеств, как ложь, зависть, смешивание с противоположным полом и др.[6]
Пятое: Развитие шариатских знаний. Чтение книг, посещение уроков, слушание лекций.
Шестое: Участие отца в воспитании детей. Он должен показывать собой пример мужчины - мусульманина, воспитывать в сыновьях мужество, смелость, благородство.
Седьмое: Взаимопонимание матери и отца в методике воспитания детей, для того, чтобы это дело было полноценным, и не было в нем места разногласиям.
Восьмое: Бдительность в отношении влияния окружающих, будь это родственники, учителя или друзья. Необходимо защитить детей от всевозможного плохого влияния. Например, если у учителя плохой нрав, или он начал призывать к куфру, нововведению, то ребенку необходимо объяснить в чем заключается его заблуждение, и отдалить его от этого человека.
Девятое: Побуждать своего ребенка работать для возвышения Слова Аллаха. Чтобы, когда с позволения Аллаха, он подрастет, и все основы будут закреплены, он как лев отправился распространять истину, не боясь упреков упрекающих. Так, что препятствия, и какие- либо события в его жизни не смогли сбить его с правильного пути.
Воспитание дочерей:Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- (Однажды) какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Я рассказала ему (об этом), а он сказал: “Эти девочки защитят от пламени (ада) того, кому они были посланы в качестве испытания. ” Этот хадис передали аль-Бухари 1418 и Муслим 2629.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Человек, заботившийся о двух девочках до тех пор, пока они не повзрослели, окажется в День воскресения столь же (близким) ко мне, как и два этих”, - и, сказав это, он соединил между собой свои пальцы. (Муслим, 2631)
Эти два хадиса указывают на важность заботы о дочерях и их хорошем воспитании.
Как и сыновья они нуждаются в построении правильного вероубеждения, в развитии правильного понимания религии, в воспитании нравственности, правильном выборе подруг, но ко всему вышеперечисленному необходимо добавить еще несколько важных пунктов:
Во первых: Мама должна быть хорошим примером для дочери. Она должна взять себе за основу нравы праведной женщины- мусульманки, призывающей к религии Аллаха, это должно отражаться во всех делах, а особенно в материнстве, в отношении к близким, в супружеской жизни. Мать должна показать пример правильного хиджаба мусульманки.
Во вторых: Обучение дочерей религии, обязательному и желательному поклонению. Девочке необходимо объяснить вопросы омовения, хайда, намаза и поста.
В третьих: Необходимо приучать дочерей носить хиджаб, соответствующий шариату, до совершеннолетия, для того, чтобы они привыкли к нему .
В четвертых: Обучение девочек домашним делам, приготовлению пищи, стирке, наведению порядка, уходу за детьми, потому что девочки в будущем станут матерями, женами, и их маме надлежит обучить их подобным вещам.
В пятых: Обучение правильному призыву, чтобы они могли призывать других сестер- мусульманок, могли побуждать их крепко держаться за Куран и Сунну и выполнять адаб во всех делах.
Подготовленно по книге Ахмада Йа`куба аль- Аттоний " Аль- Мар`ату Да`ия фи `ахд ан- набауий аш- шариф уа фи `асрина аль- хадыр"
Просим прощения у Аллаха, и в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!
------------------------------------
[1] Ат- Табакат аль- Кубро 8/425
[2] Аль- Исоба 1/81
[3] Муснад Имама Ахмада 3/108
[4] Абу Дауд. Шейх Альбани сказал: Хадис хасан сахих, Сахих Сунан Аби Дауд 1/97
[5] Тафсир аль- Куртубий 18/195
[6] Тарбияту аль- Ауляд 2/353